Московские окна для народа
(введение системы "одного окна")


   Идея "одного окна", витавшая последние годы в российском воздухе, находит все больше своих приверженцев: ряд регионов не только проявляет неподдельный интерес к этой затее, но и делает определенные шаги по ее реализации. В числе застрельщиков оказалась Первопрестольная. Работа исполнительной власти с населением в режиме "одного окна" - дело для России пока непривычное.
   Информация из первых уст вызывает живой отклик у москвичей и гостей столицы. Среди тех, кто принимает активное участие в становлении и развитии этого начинания, председатель Городской комиссии по разработке и введению режима "одного окна" в отраслях городского хозяйства Москвы вице-мэр столицы Валерий Шанцев и член этой же комиссии, председатель Мосгордумы Владимир Платонов.


   Эффективное средство

   Вал несанкционированных перепланировок во время ремонта квартиры, обрушившийся на Москву, заставил исполнительную и законодательную ветви власти столицы уделить особое внимание этому вопросу. По данным Мосжилинспекции, менее 40% собственников квартир с так называемой свободной планировкой, реализованных на рынке недвижимости в прошлом году, обращались в официальные органы за разрешением на переустройство жилья. Напрашивается неутешительный вывод: во всех остальных случаях перепланировка проводилась самостийно, без разрешения. Одной из главных причин этого явления, по словам руководителя Мосжилинспекции Александра Стражникова, стала система, которая складывалась годами. Проведенный опрос горожан показал, что она характеризуется ими как "непрозрачная, громоздкая по количеству запрашиваемых бумаг, длительная по срокам оформления и выдачи документов".
   Действительно, каждому жалко времени, проведенного в коридорах власти в ожидании своей очереди на прием к очередному представителю славной когорты чиновников. И уж, конечно, никому не доставляет удовольствия бегать по кабинетам за справкой, необходимой для получения еще одной справки, на основании которой вам либо выдадут нужный документ, либо отправят несолоно хлебавши восвояси.
   Разорвать порочный круг, по мнению специалистов, помогает принятая депутатами Мосгордумы в апреле 2004 г. новая редакция Закона "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы". Как отметил Владимир Платонов, этот закон стал первым, реализация которого тесно увязана с внедрением режима "одного окна", призванного стать действенным инструментом в разрешении столь сложной проблемы.

   Руководство к действию

   Режим "одного окна" давно и успешно работает в различных странах мира, в том числе в Германии. В свое время здесь также провели административную реформу - укрупнили районы. Чтобы при этом не потерять контакт с населением, но при этом повысить эффективность работы, в каждом из районов открыли по нескольку приемных. Сюда может обратиться каждый, чтобы получить все необходимые справки, разрешения... - в общем, по любому вопросу, который волнует граждан и так или иначе связан с деятельностью администрации. Отпала необходимость обивать пороги учреждений, весь документооборот между районными и городскими структурами осуществляется в электронном виде. Если предоставляемая услуга платная, расчет за нее производится через банк.
   Знакомство с опытом местных органов исполнительной власти за рубежом убедило московских чиновников в преимуществах нового стиля обслуживания населения. Как считает вице-мэр Москвы, "это понятная технология работы, она человечна, она рациональна". Он убежден, что именно так надо жить.
ПРИНЦИП "ОДНОГО ОКНА"

   Принцип (режим) "одного окна" означает, прежде всего, исключение возможностей необоснованного привлечения граждан, предприятий и организаций к оформлению или согласованию документов, выдаваемых органами исполнительной власти города Москвы и иными городскими организациями. Решение этих вопросов в рамках четко установленных сроков, обязательных для осуществления указанных действий, должно обеспечиваться органами исполнительной власти города Москвы, городскими организациями.
   Из постановления Правительства Москвы от 10.06.03 г. №438-ПП "О первоочередных мерах, направленных на разработку и введение в отраслях городского хозяйства Москвы режима "одного окна"

   Московские первопроходцы

   Еще до начала широкого внедрения в практику деятельности столичной исполнительной власти принципиально иного стиля, нежели тот, к которому привык чиновничий аппарат, некоторый опыт в этом направлении успела накопить управа района "Бескудниково" Северного административного округа г. Москвы. Она на год раньше начала "обкатывать" новый режим работы. Компьютерные технологии используются здесь для обмена информацией не только между различными отделами управы, но и с другими организациями, прежде всего расположенными на территории района (Дирекцией единого заказчика, Единым информационно-расчетным центром и т. д.). Как сообщил глава управы района "Бескудниково" Владимир Назаров, за год в режиме "одного окна" было выдано 136 видов документов, причем подавляющее большинство (119) физическим лицам, остальные - юридическим. Один из таких документов представляет особый интерес для собственников жилья, мечтающих о его переустройстве. Это выписка из протокола заседания межведомственной комиссии. За ней обратилось несколько человек.

   Приводной ремень

   Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2004 г. №101-ПП "Об организации работы органов исполнительной власти города Москвы, городских организаций в режиме "одного окна" в столице был запущен механизм его действия. Чтобы понять его суть, обратимся к этому постановлению. В нем, в частности, говорится, что в качестве держателей "одного окна" выступают органы исполнительной власти и подведомственные им городские организации, перечисленные в постановлении. Держателями "одного окна" стали управы, префектуры, департаменты, ряд комитетов и государственных унитарных предприятий, в том числе и те, которые в той или иной мере задействованы в процессе согласования проекта перепланировки.
   Именно на держателей "одного окна" возложена обязанность обеспечить выдачу запрашиваемых заявителями бумаг или справок. Причем для подготовки последних (или мотивированного отказа) требуются только документы, имеющие отношение непосредственно к заявителю (например, заявление, паспорт, удостоверение личности и т. д.). Как записано в постановлении, "органы исполнительной власти города Москвы и городские организации обязаны выдавать заявителям (физическим и юридическим лицам, исключая органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, ГУПы города Москвы, городские бюджетные организации и учреждения) только документы, включенные в Единый реестр, если иное не установлено действующим законодательством и правовыми актами федеральных органов исполнительной власти". Остальные справки, как подчеркнул Валерий Шанцев, признаны нецелесообразными и не будут иметь хождения в Москве. Это связано с тем, что они не являются конечным документом, пояснил высокопоставленный столичный чиновник.
   Сбор бумаг, не касающихся заявителей, но необходимых для выдачи запрашиваемых ими документов, будет также входить в обязанности держателей "одного окна", но делать это они будут через специально созданные для этого в их структуре службы "одного окна". Сюда и следует обращаться гражданам (физическим лицам), предпринимателям без образования юридического лица и коммерческим фирмам (юридическим лицам). Таким образом, нам самим, по задумке чиновников, уже не придется протаптывать тропы между различными ведомствами, будь то органы исполнительной власти г. Москвы или другие городские организации. Достаточно будет обратиться лишь по одному адресу.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

   Заявители - физические лица, юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, обратившиеся в службу "одного окна" за получением требуемых документов.
   Держатели "одного окна" - органы исполнительной власти г. Москвы и городские организации, непосредственно осуществляющие функции оформления и выдачи документов заявителям по соответствующим направлениям их деятельности.
   Служба "одного окна" - подразделение держателя "одного окна", осуществляющее прием заявлений (документов), согласование и выдачу запрашиваемых документов заявителям либо выдачу мотивированного отказа.
   Единый реестр документов - Единый реестр документов, выдаваемых органами исполнительной власти г. Москвы, городскими организациями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
   Из постановления Правительства Москвы от 01.06.04 г. №361-ПП "О мерах по реализации принципа "одного окна" в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций"

   Окно вместо двери

   Ввести стихийный процесс перепланировок в цивилизованное русло - болезненный, но необходимый шаг. Не случайно в центре особого внимания рабочей группы Городской комиссии по разработке и введению режима "одного окна" в отраслях городского хозяйства Москвы оказывается подготовка, согласование и выдача наиболее массовых документов, среди которых и разрешения на переустройство помещений.
   Желание ускорить процедуру получения разрешений - дело похвальное. Ради этой высокой цели городские власти отважились на непопулярный в народе шаг: штат каждой из префектур увеличился на 5 человек, управ районов - на 3. Та же тенденция и в Москомархитектуре, куда придут работать 16 человек, обязанных заняться вопросом организации работы службы "одного окна".
   Однако не надо думать, что новая система разработана исключительно под закон о переустройстве жилых помещений и что новые клерки будут лишь "проедать" бюджетные средства, изнывая от безделья на рабочем месте. Отнюдь нет. Следует иметь в виду, что режим "одного окна" распространяется практически на все направления деятельности органов исполнительной власти столицы (лицензирование, регистрация, выдача удостоверений многодетным матерям и т. д.). К примеру, в службу "одного окна" районной управы следует обращаться за выпиской из решения гаражной комиссии, архивной справкой, копией ответа, ранее отправленного заявителю.
   Что же представляет собой "одно окно"?" Именно то самое единственное окошко, через которое сотрудники этой службы общаются с посетителями, принимая исходные и выдавая подготовленные документы.
   Вопрос "кто и что выдает в режиме "одного окна"?" интересует многих. Ответ на него можно найти в Едином реестре, утвержденном тем же февральским постановлением №101-ПП. В перечень Единого реестра входит более 300 документов.
   Не вызывает сомнения, что корректировка Единого реестра будет продолжена. Какую-то часть документов, перечисленных в постановлении от 24.02.04 г. №101-ПП, наверное, перестанут выдавать в режиме "одного окна", однако в целом их список будет заметно расширен. Во всяком случае, постановление №361-ПП "О мерах по реализации принципа "одного окна" в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций" предусматривает подобные шаги. То есть, как водится в бюрократических структурах, урезая с одной стороны, одновременно с другой добавляют. А значит, работы у чиновников не убавится. Возможно, даже потребуется очередное увеличение штата, конечно же, за счет всех нас, честных налогоплательщиков.

   Лиха беда начало

   Идея внедрения режима "одного окна" в практику работы исполнительной власти с горожанами прочно овладела умами высших должностных лиц Правительства Москвы. Достаточно сказать, что эта проблематика нашла отражение в четырех его постановлениях, изданных в течение года, не считая различных распоряжений. Итоги первого этапа внедрения режима "одного окна", который длился около 6 месяцев, были подведены на заседании Правительства, состоявшемся 18 мая. Помимо "выработки стратегий и новых подходов к решению проблемы" в процессе этого мероприятия было отмечено плохое взаимодействие префектур и управ с отраслевыми органами исполнительной власти и городскими организациями (прежде всего АПУ, ТОРЗ Департамента земельных ресурсов, окружные отделения Департамента имущества), а также отраслевых органов между собой. Но и в этом направлении, по словам чиновников, есть положительные изменения.
   Как сообщил Главный государственный санитарный врач столицы Николай Филатов, Центр Госсанэпиднадзора в г. Москве приступил к созданию специализированного подразделения - службы "одного окна", осуществляющего прием заявлений, согласование и выдачу заявителям документов. В их число входит и заключение о соответствии проекта перепланировки требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, которое относится к санитарно-эпидемиологическим заключениям на проектную и градостроительную документацию. Более того, для осуществления совместной деятельности с органами исполнительной власти и городскими организациями, держателями "одного окна", Центром уже заключены двусторонние соглашения, устанавливающие регламент взаимодействия с Комитетом лицензирования г. Москвы, а также с Департаментами имущества, здравоохранения и образования. На стадии согласования находится соглашение с Департаментом территориальных органов исполнительной власти г. Москвы.
   Практика показывает, что территориальные структуры федеральных органов власти в случае необходимости готовы быстро адаптироваться к условиям работы в режиме "одного окна". "Нам все равно, от кого пойдет запрос - от держателя "одного окна" или заявителя (гражданина или проектной организации)", - пояснил начальник отдела надзорной деятельности УГПН ГО ЧС г. Москвы Олег Найденков. Главное, по его мнению, хорошая материально-техническая база, позволяющая наладить документооборот в электронной форме. За этими словами стоит забота руководителя об увеличении бюджетных ассигнований на закупку офисной оргтехники и ее содержание.
   Есть наработки и у других городских организаций. Так, например, руководитель МосгорБТИ Александр Сергунов сообщил, что в настоящее время отрабатывается взаимодействие с Департаментом имущества, Департаментом муниципального жилья, а также ГлавАПУ. Как известно, когда оформляются отношения, связанные с объектами недвижимости, следует обращаться не только в Департамент имущества, но и в БТИ. Именно в территориальных подразделениях МосгорБТИ выдается поэтажный план. Смысл же работы МосгорБТИ Александр Сергунов видит в том, чтобы не гражданин, а орган государственной власти заказывал проведение такой работы.

   Тарифный невод

   Выдача протокола заседания МВК (ОМВК) сегодня производится на безвозмездной основе. Объясняется это просто: заявитель сам собирал все необходимые бумаги и за собственный счет проводил экспертизу проекта в различных инстанциях. Однако это вовсе не означает, что и впредь все работы по подготовке и выдаче справок и разрешений будут производиться на бесплатной основе.
   Уже известно, что за те из перечисленных в Реестре документов, к подготовке которых привлекаются организации и учреждения, оказывающие платные услуги (например, проведение анализов, взятие проб и т.д.), придется все же платить. Как сообщила руководитель Департамента экономической политики и развития г. Москвы Марина Оглоблина, в настоящее время ведутся работы по определению размеров тарифов, которые будут взиматься за подготовку конечного документа, выдаваемого в режиме "одного окна". Впрочем, никаких кардинальных изменений в нашу жизнь это не привнесет, поскольку и сегодня работы, выполняемые, например, МосгорБТИ, проводятся на возмездной основе. Речь может идти лишь об упрощении в некоторых случаях порядка калькуляции стоимости работ, для чего, возможно, будут использоваться "усредненные" расценки. Последнее поможет держателю "одного окна" заранее определить стоимость отдельных услуг. Экспертиза проектных решений перепланировки и реконструкции помещений различного назначения Госсанэпиднадзором также проводится не бесплатно.
   Как пояснил Валерий Шанцев, орган, которому надлежит отвечать за окончательный документ, станет выдавать его на руки только после того, как будет проведена оплата соответствующей услуги по квитанции через банк. Все тарифы утверждаются Межведомственной комиссией при Правительстве Москвы. Подобный порядок также предусмотрен постановлением Правительства Москвы от 24.02.04 г. № 101-ПП "Об организации работы органов исполнительной власти города Москвы, городских организаций в режиме "одного окна". Кроме того, на возмездной основе будут выдаваться и те бумаги, которые законами Российской Федерации и г. Москвы отнесены к документам, выдаваемым за плату. Все остальные, как и прежде, можно будет получить бесплатно.

   Семимильными шагами

   Еще более масштабные задачи поставлены перед разработчиками на будущее. На втором этапе должна быть создана правовая база для работы всех органов исполнительной власти города и городских организаций в новом режиме. В будущем большим подспорьем станет и электронная база документов, выдаваемых в режиме "одного окна". Ею смогут пользоваться не только городские структуры исполнительной власти, но и рядовые москвичи. На портале Правительства Москвы разместится информация о том, какой орган исполнительной власти выдает тот или иной документ; какие бумаги необходимо представить в службу "одного окна" (приведены соответствующие бланки), срок подготовки и выдачи разрешения, стоимость подготовки справки (если она выдается на платной основе). Работа над электронной базой документов, как отмечалось 18 мая на заседании Правительства Москвы, близится к завершению.
   Кроме того, специально созданные рабочие группы занимаются оптимизацией всей цепочки, включая подготовку, согласование и выдачу конечного документа.
   Перед ними поставлена задача убрать лишние согласования, оставив лишь те из них, которые бы исключили возможность ошибки при принятии решения. Каждый из документов, перечисленных в Едином реестре, будет вводиться в действие по мере готовности отдельным постановлением Правительства Москвы. К 1 января 2005 г. вся работа должна быть завершена, после чего начнется апробация системы в полном объеме. Но, как заверил вице-мэр Москвы, с 1 января приведенные в Едином реестре документы уже начнут выдаваться в режиме "одного окна", при этом москвичам больше не надо будет обращаться в соответствующие департаменты и комитеты Правительства Москвы, чтобы согласовать ту или иную бумагу. Все возьмут на себя соответствующие службы.

   Ветер перемен

   На заключительном этапе, который, как ожидается, продлится два года (2006-2007), возможно, будет поставлен вопрос о создании специализированных центров по работе с населением и организациями. Планируется, что первоначально два-три подобных центра будут обслуживать три-четыре района города. В случае, если эксперимент окажется удачным, такие центры будут открыты на территориях всех административных округов столицы. Но никто не собирается сидеть сложа руки, дожидаясь наступления 2006 г. Уже сейчас по крупицам собирается опыт, который в дальнейшем поможет наладить работу межрайонных центров.
   Такая постановка вопроса вполне оправданна: в управах и префектурах выдается наименьшее количество документов из перечисленных в Едином реестре. Между тем, они наиболее близки населению, а потому понятно стремление властей сделать так, чтобы основные вопросы решались на местах. Сегодняшнюю же ситуацию в отношении выдачи документов вице-мэр Москвы охарактеризовал как перевернутую пирамиду. Это надо исправлять, заявил Валерий Шанцев, но важно сделать переход плавным и понятным.
МОГУЧИЙ ЛОКОМОТИВ РЕФОРМЫ

   ...Увеличить предельную численность префектур административных округов на 50 единиц с фондом оплаты труда по должностным окладам 162 000 рублей в месяц и 8 262 000 рублей в расчете на год, по управам районов - на 369 единиц с фондом оплаты труда по должностным окладам 1 063 100 рублей в месяц и 54 218 100 рублей в расчете на год.
   ...Увеличить Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы предельную численность на 16 единиц с фондом оплаты труда по должностным окладам 51 223 рубля в месяц и 2 612 373 рубля в расчете на год.
   Из постановления Правительства Москвы от 18.05.04 г. №327-ПП "Об изменении предельной численности и фонда оплаты труда префектур административных округов, управ районов и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы для организации службы "одного окна"

   Бюрократические загогулины

   Вряд ли приходится рассчитывать, что переход на новый стиль работы будет безоблачным. И дело здесь не только в том, что сама система сопротивляется: любое согласование "тянет" за собой целую структуру, которая за счет этого и живет, а десятки людей получают зарплату. Нельзя также сбрасывать со счетов и того, что многое у нас сохранилось еще с доперестроечного периода, в том числе нормы и правила.
   В то же время, как отметил Валерий Шанцев, персонально сопротивляющихся чиновников нет. Они не сопротивляются - они "за". Но не успела на свет появиться система "одного окна", как отдельные ушлые чиновники проявили недюжинное служебное рвение. Решив, что теперь вообще ни к чему общаться с народом, они оставили для контактов с гражданами только это самое "окошко" да еще запретили охранникам пускать жителей за порог дальше помещения, занимаемого службой "одного окна". Благо оно, как правило, расположено рядом с входной дверью. Зато настырные заявители перестали докучать своими пустяковыми проблемами ретивым чинодралам. Между тем не все документы выдаются в режиме "одного окна". Но об этом в порыве административного восторга власти, видимо, как-то забыли.
   Не лучше выглядели и те, кто, не дожидаясь вступления в силу Закона "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы" (задолго до 28 мая), перестали принимать бумаги для рассмотрения их на заседаниях МВК и ОМВК. Видимо, чуткое ухо моментально уловило посланный сверху сигнал о грядущих изменениях, и тут же перестраховщики поставили прочный заслон на пути тех, кто хотел официальным путем узаконить перепланировку.

   На переправе

   То, что гладко на бумаге и словах, должно пройти испытание временем. Уже сегодня понятно, что некоторые положения февральского постановления Правительства Москвы вошли в противоречие с вступившей в силу новой редакцией Закона "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы". В частности, это касается сроков рассмотрения вопросов о переустройстве помещений. Если раньше на процедуру отводилось два месяца (что и отражено в февральском постановлении), то теперь в соответствии с законом она должна занимать лишь месяц, включая экспертизу проектных решений.
   Но бюрократическая система не была бы системой, если бы не предусмотрела определенный "люфт". В случае необходимости, или, как записано в февральском постановлении, "при наличии законных оснований и объективных обстоятельств", руководитель службы "одного окна" вправе продлить выполнение запроса на 3 дня для тех документов, на которые отведено не более 5 дней, и не более чем на 1 неделю - для остальных документов.
   Пока в проекте постановления Правительства Москвы N 361 нет и намека на изменение сроков. Остается только ждать...

   Расписание на завтра

   Надо иметь в виду, что до сих пор принцип "одного окна" остается пасынком на федеральном уровне, поскольку пока не принято ни соответствующего законодательного, ни нормативного акта. Более того, существующая нерациональная и громоздкая система подготовки и согласования большинства документов законодательно закреплена на уровнях как Москвы, так и Российской Федерации. Ситуация сложная, но не безнадежная. Председатель Мосгордумы Владимир Платонов не сомневается, что режим "одного окна" со временем найдет отражение и в других московских законах, в которые также будут внесены соответствующие поправки. Впрочем, как заметил Владимир Платонов, подобные вопросы регулируются исполнительной властью, и на определенной стадии будет вполне достаточно постановления Правительства Москвы. В будущем же, возможно, понадобится специальный закон, заявил председатель Мосгордумы.
   Но наряду с режимом "одного окна" в настоящее время разрабатываются меры, которые не только позволят каждому обустроить свое жилище, не нарушая закон и права соседей, но и заметно ускорят процедуру согласования. Среди них - варианты оптимальных решений для домов определенных серий, число которых можно будет сосчитать по пальцам одной руки. Подобные "типовые" перепланировки, по мнению начальника Мосжилинспекции Александра Стражникова, будут гарантировать соблюдение нормативов и безопасность. Как метко выразился Александр Стражников, "если в монолитном доме каждый, фантазируя, пробивает ограждающие конструкции, в том числе и несущие стены, то монолитный дом превратится в сыр с дырками, и малейшие подвижки могут привести к непредвиденным ситуациям". В таком развитии событий не заинтересован никто.

   Бремя желаний

   Как известно, узаконивание перепланировки осуществляется органами исполнительной власти (управой или префектурой) в соответствии с их компетенцией, определенной Правительством Москвы, на основании представленного уполномоченным органом заключения о возможности планируемого переустройства.
   Но кому подавать бумаги? В Законе "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы" четко сказано, что документы принимает уполномоченный орган, пояснил Александр Стражников. Для получения разрешения на переустройство помещений необходимо представить:
   • копии документов о правах на занимаемые помещения;
   • заявление о планируемом переустройстве с указанием перечня работ и приложением письменного согласия управляющего жилым домом, а также обязательства заявителя обеспечить свободный доступ в помещение должностных лиц для проверки хода и результатов переустройства;
   • копии поэтажных планов и экспликации помещений, подлежащих переустройству;
   • копии оформленных в установленном порядке разрешительных документов на изменение функционального назначения помещений.

   Как подчеркнул руководитель Мосжилинспекции, кроме специально разработанного проекта (если затрагиваются несущие конструкции), принципиально новыми являются договор на авторский надзор (т. е. автор должен осуществлять надзор за исполнением своего проекта) и договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами. Потребуется проектная документация и тогда, когда переустройство жилого помещения может затронуть общедомовые инженерные системы. В этом случае она должна быть согласована с автором проекта дома. Но что не сделаешь ради того, чтобы порадовать себя любимого и домочадцев, особенно если на банковском счете лежит кругленькая сумма?

   Подводные течения

   Казалось бы, все ясно и просто. А на деле наталкиваешься на камень, который мог бы стать камнем преткновения, поскольку в законе не назван этот самый уполномоченный орган. Куда нести пакет документов? На чьей базе будет открыта служба "одного окна", в которой как раз и можно будет получить разрешение на переустройство жилого помещения? Единого мнения по этому вопросу долгое время не было. Как отметил Валерий Шанцев, бытовали две точки зрения.
   Первая заключалась в следующем. Если человек решил произвести перепланировку, затрагивающую несущие конструкции, он должен заключить договор с архитектором или проектной организацией и заплатить за конечный продукт - согласованный со всеми надлежащими органами проект. Получив проект, необходимо обратиться в Мосжилинспекцию. На основании представленных документов здесь, в службе "одного окна", ему должны выдать разрешение на производство работ. Этой точки зрения придерживалось большинство членов Городской комиссии.
   Действительно, очень привлекательно смотрится идея с Мосжилинспекцией, сотрудники которой пользуются авторитетом среди не только профессионалов, но и рядовых граждан. Тем более что в каждом округе существует своя территориальная структура - Жилищная инспекция.
   Но есть разумное зерно в аргументах сторонников и другой точки зрения, которые считают, что гражданин предварительно должен обратиться в префектуру или управу, где действуют соответствующие межведомственные комиссии. Резонно возникает вопрос: если эти комиссии уже согласовали проект перепланировки, то для чего к ним приходить еще раз? Между тем, опыт Запада показывает, что архитектор, нарушивший при проектировании дома какие-либо правила, сразу лишается лицензии. Поэтому, как убежден вице-мэр Москвы, ничего проверять и даже согласовывать уже не нужно, "архитектор должен делать проект полностью законным", иначе он не является профессионалом. По мнению вице-мэра, даже самый жесткий контроль на разных стадиях не является панацеей от ошибок. Не спасает и количество контролирующих организаций. Председателю Городской комиссии по разработке и введению режима "одного окна" в отраслях городского хозяйства Москвы выход видится в том, чтобы "повысить ответственность каждого, кто делает свое профессиональное дело". В том числе архитекторов, которые подчас в угоду заказчику пренебрегают соблюдением норм и правил, тех самых, которые они должны знать, как "Отче наш" и неукоснительно их придерживаться. Смысл нашей работы, подчеркнул Валерий Шанцев, сегодня заключается в том, чтобы проект дома делался обезличенно, а затем выставлялся на конкурс.
   Впрочем, чья точка зрения восторжествует, трудно было понять на протяжении длительного времени.

   Точки над i

   Сегодня уже известно, что для того, чтобы приступить к работам по переустройству своего жилища, затеяв евроремонт квартиры, нужно получить пакет документов, в который входят разрешение на перепланировку, утвержденный проект перепланировки и разрешение на производство работ по переоборудованию и перепланировке помещений.
   Один из вариантов порядка его получения содержится в подготовленном проекте постановления о мерах по реализации Закона г. Москвы "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы" и о порядке оформления документации на осуществление переустройства помещений в жилых домах в г. Москве. Если следовать ему, то вначале нужно обратиться в орган исполнительной власти - управу района, чтобы там выдали разрешение на переустройство в конкретном жилом помещении. При этом в службу "одного окна" представляются лишь документы, которые касаются лично заявителя и отвечают предъявляемым требованиям.
   Рассмотрев заявление и представленные бумаги, управа через службу "одного окна" выдает распорядительный документ о возможности осуществления переустройства и список лицензированных и аккредитованных проектных организаций, в которые можно будет обратиться за разработкой проекта. Только так, по мнению разработчиков, будет гарантировано качество исполнения проекта, его соответствие всем установленным правилам и нормам (Госсанэпиднадзор, Госпожнадзор и т. п.). С этим согласны и организации, принимающие сегодня участие в согласовании проекта переустройства жилых помещений. Например, первый заместитель начальника ГлавАПУ Геннадий Беляев заявил, что "уровень архитектурных решений у многих мелких фирм бывает крайне низким". Иное дело - крупные специализированные проектные организации, с которыми, по словам Геннадия Беляева, таких проблем нет.
   Следует особо отметить, что проект переустройства помещения в жилом доме, разработанный придворной (аккредитованной и лицензированной при органе исполнительной власти проектной) организацией, по задумке чиновников не потребует согласования в Госпожнадзоре, Госсанэпиднадзоре и других надзорных организациях. Соответственно в этом случае облегчается и жизнь заявителя. Остается лишь получить от этой проектной организации проект и передать его подрядчику - строительной фирме, которая непосредственно будет осуществлять работы по переоборудованию жилого помещения. Все прочее - головная боль строителей. Подрядчик обязан обратиться в Мосжилинспекцию за разрешением на право производства работ по переустройству помещения, представив проект перепланировки и выданное управой разрешение на переустройство, а также документы, подтверждающие юридический статус строительной компании.
   Получив в Мосжилинспекции разрешение на право производства работ, строительная компания может приступать к работе, ради которой ее и нанимали, - по-новому обустраивать старое жилище, потому что на данном этапе процесс оформления документов заявителем на право осуществления перепланировки в жилых помещениях в г. Москве считается завершенным. Однако описанный порядок, вероятно, коснется лишь помещений в уже эксплуатируемых жилых домах. Вопрос о переустройстве помещений в новостройках остается пока открытым и, как сообщили в пресс-службе вице-мэра, "требует отдельного анализа и изучения".

   Благие намерения

   Вряд ли кто-то знает правильный ответ на сакраментальный вопрос о том, к чему приведет в конечном счете проводимая реформа. Как известно, между замыслом и его реализацией иногда пролегает пропасть...
   Но одно уже сегодня можно сказать точно, не погрешив против истины. Тем, кто затевает переустройство своего жилища в подобные переломные моменты, не позавидуешь. Как быстро и легко впишется новый режим работы в нашу жизнь - это покажет время. А пока, к сожалению, как бы ни стремились городские власти смягчить переход, опыт показывает, что избежать недоразумений не удается. Как говорится, лес рубят - щепки летят. Только хочется, чтобы их было поменьше.

   Оглавление  >>>
   
рекомендумендуем
 
реклама
 
Партнеры
   Здесь может быть размещен ваш рекламный блок