ВСЕ ПО ПЛАНУ - СТРОИМ ОФИС OPEN SPAСE

   С точки зрения дизайна офис – не художественное произведение, а скорее инструмент, который помогает компании работать. Рассадка сотрудников по принципу open plan – это и есть тот самый рабочий инструмент.

Вариант построения рабочего пространства open space call-центра   В России стиль open space появился в середине 90-х годов, дебютировав в офисе западных мультинациональных компаний и редакциях англоязычных газет (к примеру, по такому принципу были организованы пространства в офисе компании Mars и редакции газеты The Moscow Times). Теперь же просторные офисные «поля» без несущих стен и перегородок есть в любом бизнес-центре класса А. Минимальное количество несущих стен, высокие потолки и грамотно проложенные инженерные коммуникации, казалось бы, говорят о том, что это самый простой вид рассадки сотрудников, не вызывающий затруднений с выбором мебели. Однако это не совсем так.

   ОСОБЕННОСТИ РАССТАНОВКИ

   Как ни странно, одна из самых сложных задач для дизайнера – именно создание пространства open space в офисе класса А. Специалисты говорят, что при работе над open space надо очень глубоко погрузиться в компанию, изучить все связи внутри коллектива, схемы взаимодействия людей в течение рабочего дня, для чего необходимо провести много встреч как с руководителем, так и с линейными менеджерами.
   К тому же персонал надо рассадить в открытом пространстве по принципу статусности, с учетом всех связей в цепочке «начальник – подчиненный». При этом нельзя упустить обязательные технические детали проекта – например, требование держать открытыми пути эвакуации при пожаре. Но сложная задача – одновременно и интересная задача.
   «К сожалению, на данный момент нет четкого определения «open plan office», поэтому многие воспринимают такое рабочее пространство с небольшой долей субъективизма, – говорит менеджер проекта «Офисная мебель» компании «Комус» Павел Крылов. – Представить, что в одной «большой» комнате работают и руководитель, и подчиненные, довольно-таки сложно. Потому что сразу возникнет вопрос эффективности работы. Эффективность работы в таких условиях может быть снижена по следующим причинам: во-первых, сотрудники во время работы могут непроизвольно отвлекаться на другие раздражители. Во-вторых, в такой «большой» комнате будет повышен уровень шума, что будет приводить к быстрой утомляемости персонала. В-третьих, интерьер офиса – это часть корпоративной культуры и в данном случае обстановка не будет мотивировать к достижению организационной цели». Для того, чтобы понять особенности планировки по принципу «открытый план» и не сделать ошибки при выборе мебели, надо заглянуть в его историю. Удобный и демократичный принцип рассадки сотрудников под названием open space появился в США сразу после Великой депрессии, примерно в 30-е – 40-е годы. Именно тогда в США начали появляться первые корпорации и первые просторные помещения. Со временем идея под влиянием разных корпоративных культур несколько трансформировалась. В середине 50-х годов появился так называемый европейский подход к организации офисного пространства. С американским подходом его роднит обустройство по принципу «открытого плана», однако в офисе, спроектированном по-европейски, рабочие места линейных менеджеров в общей зоне выделяются большей по размеру столешницей или дополнительным освещением, с помощью перегородок в «открытом плане» создаются обособленные зоны (например, зона для переговоров). В то время как в американском варианте предусматривается предельная демократичность и открытость, в европейском делается акцент на коммуникацию и работу в группах.
Вариант построения рабочего пространства open space офиса продаж   В конце 1970-х многие компании пошли еще дальше и представили концепцию изолированных кабинок при организации рабочего пространства. Она оказалась мало эффективной, так как призванная усилить коммуникации между людьми привела к обратному эффекту. В итоге сотрудники стали меньше контактировать друг с другом. Для того чтобы решить проблемы, вызванные ситуацией с кабинками, организациям необходимо было трансформировать офисы таким образом, чтобы они способствовали коллективной работе. Например, офис может состоять из open space и специализированных project rooms. Выделяя отдельные комнаты специально под проект, работодатели дают возможность сотрудникам проводить мозговые штурмы и обсуждать идеи столько времени, сколько им потребуется.
   В современном менеджменте акцент делается именно на коллективную работу и выстраивание каналов коммуникации, поэтому большинство «открытых планов» создается именно в соответствии с европейским подходом.
   Специалисты говорят, что в свете этого подхода абсолютное уравнивание руководства и подчиненных было бы ошибкой. «В нашем офисе рабочее место руководителя подразделения находится зачастую в общей комнате с его подчиненными, иногда в одном большом помещении размещаются сразу несколько отделов.
   Так что этот вопрос мы изучили на собственном опыте, и изучили, поверьте, досконально, – говорит руководитель отдела маркетинга компании «Камбио» Екатерина Бывалина. – Рабочее место руководителя ни в коем случае не должно быть частью коллективного рабочего места. Стол начальника может быть точно таким же, как и у его подчиненных, но в таком случае он должен стоять особняком, на некотором расстоянии от основной рабочей зоны. Лично я предпочла стол из той же коллекции, что и у моих подчиненных, но другой формы и чуть большего размера. Что еще? Дополнительные аксессуары, которые расширяют функциональные возможности рабочего места и подчеркивают руководящее положение его хозяина. Это может быть брифинг-приставка, большее количество шкафов. Хороши открытые этажерки или застекленные шкафы-витрины, на которых можно расставить дипломы, фотографии, книги…».

   ВЫБИРАЕМ МЕБЕЛЬ

Вариант построения рабочего пространства open space офиса продаж   У работодателя, арендующего офис со свободной планировкой, не связаны руки, и он может распланировать офис в соответствии с собственными потребностями, ориентируясь на рассчеты специалистов.
   «Грамотный дизайнер может сделать проект функциональной открытой рабочей зоны даже на основе школьных парт, – говорит Екатерина Бывалина. – Так что никаких специальных требований к конструкции мебели здесь попросту не существует. Другое дело, что современные коллекции офисной мебели предусматривают целый ряд элементов, значительно упрощающих дизайнеру задачу и привносящих в интерьер коллективной рабочей зоны свою «изюминку» – форма столешниц, обеспечивающая возможность создания единых композиций из нескольких рабочих мест; мобильные и настольные перегородки; общие элементы на несколько рабочих столов – надстройки, опоры и так далее».
   Открытые пространства очень удобно организовывать с помощью зеркально-симметричных столов – правых и левых. Форма столешницы создается на основе анализа наиболее продаваемых зарубежных серий, и эти столы, как правило, снабжаются подставками под системный блок и монитор, освобождающими дополнительное пространство на столе. Криволинейные столы особенно часто используются в офисах, где сотрудники занимаются выработкой коллективных решений. Из столов собираются так называемые «острова» из четырех или даже шести рабочих мест, при этом острова, как правило, устанавливаются в центре рабочих комнат или «разносятся» по углам.
   «Цена рабочего места в коллективной рабочей зоне может варьироваться практически бесконечно, – говорит Екатерина Бывалина. – Нижняя планка – это удобная, практичная мебель без особенных претензий в дизайне, конструкции и материалах (при этом мебель в любом случае должна быть функциональной и эстетичной, способной прослужить долгие годы). Сегодня на рынке средняя цена на такие рабочие места – около $ 450». Верхнюю планку обозначить сложнее: в некоторых случаях для оформления единого рабочего пространства может использоваться даже элитарная мебель ручной работы – к примеру, для оформления общего кабинета первых лиц компании. «По крайней мере, в нашей практике были случаи, когда заказчик оформлял все офисное пространство мебелью из нашей коллекции ON-LINE – далеко не дешевой коллекции мебели для кабинета руководителя, цена рабочего места – от $ 2 000. Тем не менее, в большинстве случаев для оформления открытого офисного пространства используется оперативная мебель среднего и средне-высокого ценовых сегментов. В нашем ассортименте это серии FLASH, BUSINESS, GALA и ABSOLUTE. Цена за одно рабочее место – от $ 800 и до $ 1500».
   Некоторые компании разрабатывают коллекции специально для пространств, созданных по принципу открытого плана. Такова, например, коллекция «Профи» компании «Юнитекс» (это специальная дизайнерская разработка компании). На рабочих поверхностях мебели нет ни одного прямого или острого угла, даже самый простой рабочий стол в серии «Профи» имеет криволинейную форму. Конструкторы «Юнитекса» заложили возможность автоматической регулировки высоты столешниц: от стандартной 65 см, до высоты стойки ресепшн в 110 см.
   Единственная очевидная проблема, которую заметит всякий, кто хотя бы один день проводил в «открытом плане», – это уровень шума. Он может достигать 70 децибел («тихим» считается уровень офисного шума 53 децибела).
   Оптимальное решение в оборудовании «открытого офиса» можно найти в установке мобильных офисных перегородок, при помощи которых можно организовать кабинет руководителя, переговорную или несколько переговорных комнат, – советует Павел Крылов из «Комуса». - К тому же они изготовлены из материалов, позволяющих поглощать звуковые волны. То есть разговаривающий по телефону коллега в противоположном углу такого офиса, не будет мешать вам своим громким голосом». Перегородки помогут создать ощущение личного пространства, а это ощущение все же важно даже в условиях работы в открытом для коммуникаций пространстве.

* МНЕНИЕ
Как вы относитесь к стилю open space? Используется ли этот стиль в вашей компании?
 Отвечает:
Юлия ЛЕБЕДЕВА менеджер по работе с клиентами ООО «Системы Алютех»

   К стилю open space в нашей компании относится помещение отдела сбыта, в котором располагаются руководитель отдела сбыта и менеджеры. Достоинства такого типа в первую очередь для руководителя отдела сбыта в том, что все на виду, то есть легче отслеживать работу.
   Для сотрудников открытого пространства, конечно же, то, что создается командный дух в работе. И не маловажный фактор – это сплоченность коллектива. А, как известно, в дружном коллективе любая работа становится интересной и выполняется с душой! К недостаткам такого типа относится то, что отсутствует личное пространство. На наш взгляд, это очевидная проблема. Есть такие люди, которые не могут сосредоточиться на работе в таком помещении из-за отсутствия тишины.

хорошо сидим • РЕМОНТИРУЕМ СТРОИМ ОФИС OPEN SPAСE
Татьяна Лапина • Office Magazine



   Оглавление  >>>

   
рекомендумендуем
 
реклама
 
Партнеры
   Здесь может быть размещен ваш рекламный блок